СОСТАВЗа
40-летнюю историю существования группы её состав неоднократно менялся.
Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом, участвовавшим во
всех составах Deep Purple.
Составы Deep Purple принято
нумеровать Mark X (сокращённо MkX), где X — номер состава. Существуют
два разных способа нумерации — хронологический и персональный. Первый
даёт на два состава больше из-за того, что в 1984 и 1992 годах группа
возвращалась к составу Mark 2. Из-за этой неопределённости фанаты
группы часто называют составы по имени участников, которые были
заменены.
Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс)
считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом
составе группа приобрела всемирную известность и записала ставшие
классикой хард-рока альбомы In Rock, Fireball и Machine Head.
Впоследствии этот состав собирался ещё дважды и записал в общей
сложности 7 студийных альбомов из 18, выпущенных группой к настоящему
моменту.
В
1976—1984 группа не существовала. В 1980 Род Эванс выступал с группой
малоизвестных музыкантов под названием «Deep Purple», но выступления
были вскоре прекращены по решению суда.
Таким образом, в общей сложности в составе Deep Purple выступали 14 человек:
Род Эванс (1968—1969)
Ник Симпер (1968—1969)
Ричи Блэкмор (1968—1975, 1984—1993)
Джон Лорд (1968—1976, 1984—2002)
Иэн Пэйс (1968—1976, с 1984 по сей день)
Иэн Гиллан (1969—1973, 1984—1989, с 1992 по сей день)
Роджер Гловер (1969—1973, с 1984 по сей день)
Дэвид Ковердейл (1973—1976)
Гленн Хьюз (1973—1976)
Томми Болин (1975—1976)
Джо Линн Тёрнер (1989—1992)
Джо Сатриани (1993—1994)
Стив Морс (с 1994 по сей день)
Дон Эйри (с 2002 по сей день)
АЛЬБОМЗаписан
в период с 6 по 21 декабря 1971 года в гостинице Grand Hotel, Монтрё,
Швейцария. Запись производилась при помощи мобильной студии,
арендованной у группы The Rolling Stones. Ставшие уже легендой
обстоятельства записи альбома легли в основу знаменитого гимна тяжёлого
рока — Smoke on the Water. Альбом вышел в марте 1972 года одновременно
в Англии, Германии, Франции, Японии и США. В том же году в Британии был
выпущен еще и квадрофонический вариант пластинки.
ANNIVERSARY EDITION 2CD© 1997 EMI Records
«Anniversary
Edition» издан на двух компакт-дисках. Первый состоит из оригинальных
альбомных номеров, заново перемикшированных Роджером Гловером, и
сингловой «When A Blind Man Cries». Второй альбом состоит из тех же
самых, только ремастерированных треков, к которым добавлены еще и
квадрофонические версии «Maybe I’m A Leo» и «Lazy». Юбилейное издание
по своему оформлению пока не имело себе равных.
SMOKE ON THE WATER («Дым
над водой») — записана в декабре 1971 года и впервые выпущена на
альбоме Machine Head в марте 1972. В качестве сингла она вышла лишь в
1973 году; вторую сторону сингла занимала её концертная версия с
альбома Made in Japan.
История созданияПесня
описывает реальные события. В декабре 1971 группа съехалась в
швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной
студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones
Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино
Монтрё (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с
концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре
казино происходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как
часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале,
после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для
записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не
разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.
Примерно
через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King
Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем
огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось)
выстрелил из ракетницы в крышу (строчка «some stupid with a flare
gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они
сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты
покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось
без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и
выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс,
помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники
Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько
слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти
поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и
впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара
сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным
залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но
концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe
Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали
через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему
помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.
Группе,
уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему
городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The
Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и
начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым
риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием
«Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток
дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль
оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время
обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд
полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря
тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку
работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать
новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски
заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в
гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the
water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что
они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя
себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В
конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд
Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому
практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel,
/ It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на
первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять
столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и
обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован
промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку
раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу.
Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и
выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор
и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли,
было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы
(«With a few red lights and a few old beds / We made a place to
sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре
гостиницы, так как Йену Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между
номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head.
А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был
наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из
всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную
программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.
Кавер-версииВ
концертном исполнении песня была впоследствии записана более поздними
составами Deep Purple с вокалистом Дэйвидом Ковердэйлом, а также
группами Ian Gillan Band, Gillan и Rainbow. В 1989 году она была
выпущена как на сборнике «Rock Aid Armenia», так и отдельным синглом в
исполнении музыкантов Deep Purple и сборной группы известнейших
рок-музыкантов; средства от продажи сингла поступили в фонд
вспомоществления жертвам землетрясения в Ленинакане (теперь Гюмри) и
Спитаке, Армения). Под этим же названием «Smoke on the Water» в 1994
году на Shrapnel Records вышел трибьют Deep Purple, в котором приняли
участие вокалисты Joe Lynn Turner, Glenn Hughes и Jeff Scott Soto, а
также группа гитарных (Ингви Мальмстин, Винни Мур, Дон Доккен, Пол
Гилберт, Тони Макалпин, Дин Кастроново) и клавишных (Йенс Юханссон и
всё тот же Тони Макалпин) виртуозов. Сама песня на этом альбоме идёт
седьмым трэком.
Известны многочисленные поздние кавер-версии
песни, в том числе от Black Sabbath, Iron Maiden, Ингви Мальмстина,
Dream Theater, Sepultura, G3 (Джо Сатриани, Джон Петруччи и Стив Вэй
«Live In Tokyo», 2005), Metallica, Jon Bon Jovi с Брюсом Спрингстином,
Six Feet Under и Брайана Мэя. Песня перерабатывалась в стилях кантри,
трэш-метал, блэк-метал, и пауэр-метал, среди прочих.
гитарный рифф из Smoke on the Water